На главную
Фрагменты картин Пурыгина

Первые уроки

Пурыгин - один из четверых детей в крестьянской семье, родившийся в 1926 году в деревне Осиновка Аркадакского района Саратовской области. Он уже четырех лет лишился отца, попавшего под колесо сталинского раскрестьянивания. Семья во главе с матерью вынуждена перебраться в Самару. Все радости для мальчишки здесь оказались связаны с прекрасной рекой. Природа детства, эти пространства южной Руси между Хопром и Волгой вообще стали для будущего художника главнейшим даром судьбы. Когда позднее Пурыгину случалось покидать Волгу, он просто заболевал; в этой природе и жизнь его, и главная тема его искусства. Ибо талант художника раскрывался и рос как талант пейзажиста.

Первые уроки он получил в студии самарского живописца Г. П. Подбельского, который был, в свою очередь, учеником К. Ф. Юона. Определил судьбу 1939 год, когда Пурыгин попадает в Москву, в Среднюю художественную школу при Суриковском институте. Первый ее набор проводился И. Э. Грабарем. Так Пурыгин оказывается сотоварищем Владимира Стожарова и Веры Дрезниной, Гелия Коржева и Виктора Иванова, Петра Оссовского, Андрея Тутунова, Алексея Ткачева.

Всем им памятна эвакуация школы в Башкирию, в Воскресенск, последовавшая с началом войны. Уже тогда, вопреки недоеданию, холоду, проявляются “норов” и творческая увлеченность Пурыгина. Многие вспоминают: его перламутровые зимние этюды были событием в школе. Писал же он их, подолгу простаивая на морозе, спасаясь теплом горячей картошки, запрятанной в ватник. Затем следует возвращение в Москву, Суриковский институт и мастерская Г. Г. Ряжского. И ничто не давалось само собой. На крохотную стипендию, без помощи из дома существовать было почти невозможно. При страшной дороговизне послевоенной поры  килограмм хлеба стоил гораздо больше, чем студент получал за месяц.

Значит, снова и снова голод. Начинается туберкулез. Способнейший живописец, он перестал успевать и едва не был изгнан из института. Спасла, рассказывает художник, поддержка В. П. Ефанова, переговорившего с руководителем Суриковского института С. В. Герасимовым, и доброе отношение молодых тогда педагогов К. М. Максимова, Д. К. Мочальского. Обучение удалось-таки завершить, и в самом начале пятидесятых годов Валентин Пурыгин уже профессиональным художником вернулся домой, в Самару (тогда - Куйбышев).

Что он привозит с собой? Крепкую школу, неизгладимую память о столичных музеях, горячую благодарность студенческому братству - и самое истовое отношение к своему творчеству. Волга помогает справиться с телесными недугами. Да и жить в пору “оттепели” людям стало чуть легче. Но как художнику Пурыгину предстояли суровые испытания. Теперь - в столкновениях с коллегами и местной “идеологической” властью. То были испытания на долгие годы. И здесь, на периферии, справляться с ними было трудней, чем в Москве.

Самара, 2006

Hosted by uCoz