На главную
Фрагменты картин Пурыгина

В творческой мастерской художника

        Иначе сказать, автор склонен усматривать цель и ценность не в указующих обличениях, но в самом творческом свидетельстве, его подлинности, интенсивности, яркости. И очень хорошо ощущает, сколь непроста подобная цель. “Товарища” холст все никак не начат, “Бог” писать не в состоянии. А вот мастер - пишет; пишет беспрерывно, много, уверенно и рискованно, сознавая двусмысленность подобного положения вещей. Мудрая ироничность, отнюдь не щадящая самого автора, - важная и тонкая нота пурыгинского творчества этих лет. Наличие этого зазора между “я” внутренним и “я” действующим, этой рефлексивной дистанции-отстраненности определяет особую стилистику живописных фантазий мастера.

Характер его языка понимаешь лучше, точнее, когда знакомишься с заготовками, предшествующими холсту. Они раскрывают последовательность задач, решаемых автором на пути от жизни к картине. Исходным в картинах последних лет является воображение. Но воплощение у такого художника, как Пурыгин, с его школой, видением, опирающимся на натуру, должно непременно включать некую переработку зримой реальности. На нынешней стадии искушенного профессионализма живописец, конечно, уже не нуждается в первичном собирании натурного материала. Предметные реалии, могущие понадобиться для картины, у него в памяти, ибо позади сотни и тысячи натурных этюдов. Даже начиная чисто пейзажную вещь, художник доподлинно знает, как будет выглядеть какой-то фрагмент природы в нужном контексте. Подготовительная стадия очередной из фантастических “весен” фиксируется в эскизе. Такие эскизы - зрелище исключительно интересное. Трудно поверить, что делает их “кровный реалист”; трудно, если не отдавать отчет в богатстве его творческих поисков, мере отданных им усилий и времени, многообразии задач, которые ставит себе художник.

Пурыгинские эскизы в самом деле нечто ошеломляющее. Им несть числа. Да и не знаешь, чему в них удивляться больше: свободному артистизму автора или бескорыстию мастерства, так мало заботящегося о физическом сохранении, долговременности плодов своего труда.

Тем самым, однако, эскизы не только намечают сюжетику и главные компоненты картины, но и в них закладывается интонационный момент, очень важный для будущего живописного решения. Именно игровой, пародийный момент, без учета которого не понять “сказочный” цикл Пурыгина. Причем здесь нет речи о стилизации “сказок” васнецовских, коровинских, билибинских и позднейших, включая Маврину. Автор находит собственный инвариант “музыки” этого жанра. Ход такой: старшие мастера работали с фольклором и современным им примитивом и наш художник работает по подобной схеме, только используемый им “примитив” уже другой, чем прежде. Пурыгин черпает из арсенала “масс-культа”. Вывеску или лубок у него заменила, к примеру, многотиражная открытка, какую можно купить в любом киоске. Среди материалов эскизных коллажей часто встречаются открыточные голубые фотопейзажи, виды Кремля, букеты роз и гвоздик. Это вызывает недоумение; что будет делать живописец с этим... как лучше назвать: советским кичем? попросту массовой дешевкой? Пурыгин же указывает на “Кремль”: “вот это у меня будет город”; на “розочки”: “тут-дерево цветущее, тут русалка”. Спросишь: “Не собьет ли потом этот едкий искусственный цвет?” Мастер отвечает: “Что вы, он такой радостный!” Конечно, художник не гонится за анилиновым цветом, как не списывает ничего с “хохломы” или “дымки”. Ему естественно подворачивается под руку характерное для современного быта народа, то, что забавляет, а порою и трогает в наши дни обыкновенных людей. Кажется, живописец в известной степени движется параллельным курсом с сочинителями и исполнителями “бардовской” песни, свободно использующими в диалоге с огромной аудиторией ее собственную бытовую лексику, звуки и ритмы ее повседневности. И, разумеется, ее юмор. Пурыгин не ставит под сомнение

миссию профессионального “служения живописи”. Но “смеховая” тональность фольклорного типа (т. е. не стилизующая старый фольклор, а как бы продолжающая его в новом контексте) с некоторых пор сделалась отличительным свойством его манеры. В этом смысле Пурыгин 80-90-х годов весьма отличается от “первого самарского” и “московского”, когда диапазон его выразительных средств располагался между полюсами звучания романтически-мощного и корректной реалистической изобразительности.

Следствия такой эволюции - ив пейзажном цикле самых последних лет, задуманном в единстве со сказочной пурыгинской “суперкартиной”. Большие пейзажи с любимыми мотивами природы Заволжья должны быть паузами среди эпизодов с драконом-художником. При этом Пурыгин достигает результатов, каких, возможно, не ожидал и сам. Колорит и характер живописного слоя теперь решительно изменяются по сравнению с суровой поэзией превосходных пейзажных полотен мастера 70-х годов. Уходит пленэрная сдержанность цвета. Фактура становится суше, плотнее. Кажется, автор в рискованной степени жертвует “вкусом”. Да, в этих работах Пурыгин явно не ищет былой рафинированности переживаний. Они составляют довольно резкий контраст и его прежним холстам, и еще в большей степени сентиментальной лирике традиционного русского пейзажа. Но не оттого ли, что в ее теперешнем виде эта традиция сплошь да рядом поражает банальностью? Слащавые признанья в любви к родным березкам и заборчикам нравятся публике, но по-человечески давно стали бессодержательными. Пурыгин сумел оторваться от такого наследства. Его пиетет к природе неколебим, он только как бы уходит глубоко внутрь. Художник словно не хочет, не считает возможным выговаривать все, что чувствует - и принимается сочинять “похвальную песнь” картинам родной природы, разыгрывать и обыгрывать ее великолепие. Он “хвалит” - радуется - еще раз скажу, внутренне следуя законам фольклорной поэтики-щедрой киновари рябиновых гроздьев, солнечной желтизне речного песка, ослепительной синеве неба, могучей силе осокоря; сопереживает судьбе дерева, его драме и боли, оглядывая надломленный ствол, сухие верхние ветви. Пурыгин работает на некоем “позитивно-оценивающем” качестве цвета, если угодно - “песенном” или “легендарном”. И пишет в данном случае не так, как прежде: скорее “красит”, чисто и ровно, скрывая мазок. Таким характерно фольклорным отстранением выразительных средств достигается эмоциональность нового, абсолютно нестереотипного свойства. В итоге мастер делает шаг вперед в развитии сверхтрудной - ибо она свыше меры затаскана - темы любования русской природой.

 Параллельно усиливается тема безумия цивилизаци, грядущего Армагеддона. Разгневанная Волга вступет в город, и знакомые самарские реалии на глазах зрителей погружаются на дно. Огромный змей оплетает кольцами городские постройки, в которых одновременно узнаются и Москва, и Самара. Но всё более на первый план выходит онтологический аспект, раздумья о глобальной судьбе мира, обуреваемых Злом, и здесь в его произведениях звучат трагические реминисценции творчества Босха и Брейгеля. До начала  90-х годов художник не мог показать эти работы на выставках.
В 1991 году в Самарском художественном музее и через два года в Москве, в Доме художника состоялись персональные  выставки Пурыгина, получившие большой общественный резонанс.
Казалось бы, впереди - новые творческие перспективы... Но внутренний барометр Мастера  продолжал показывать "бурю". Пследнее десятилетие его жизни характеризует ситуация предельного драматизма, все мировые разломы  продолжают проходить через его душу, конечный результат- катаклизм. Художник скончался 29 октября 2002 года
Творческое наследие Мастера, представляющее собой одну из ярчайших культурных ценностей Самары, не утрачивающее своей значимости и на фоне всего российского искусства  XX века, ждёт своего дльнейшего изучения. Не за горами то время, когда оно постоянно будет доступно широкому зрителю: в Самаре создаётся музей В.З.Пурыгина.

Самара, 2006


Hosted by uCoz