Первые уроки
Пурыгин
- один из четверых детей в крестьянской
семье, родившийся в 1926 году в деревне
Осиновка Аркадакского района Саратовской
области. Он уже четырех лет лишился отца,
попавшего под колесо сталинского
раскрестьянивания. Семья во главе с матерью
вынуждена перебраться в Самару. Все радости
для мальчишки здесь оказались связаны с
прекрасной рекой. Природа детства, эти
пространства южной Руси между Хопром и
Волгой вообще стали для будущего художника
главнейшим даром судьбы. Когда позднее
Пурыгину случалось покидать Волгу, он
просто заболевал; в этой природе и жизнь его,
и главная тема его искусства. Ибо талант
художника раскрывался и рос как талант
пейзажиста.
Первые
уроки он получил в студии самарского
живописца Г. П. Подбельского, который был, в
свою очередь, учеником К. Ф. Юона. Определил
судьбу 1939 год, когда Пурыгин попадает в
Москву, в Среднюю художественную школу при
Суриковском институте. Первый ее набор
проводился И. Э. Грабарем. Так Пурыгин
оказывается сотоварищем Владимира
Стожарова и Веры Дрезниной, Гелия Коржева и
Виктора Иванова, Петра Оссовского, Андрея
Тутунова, Алексея Ткачева.
Всем
им памятна эвакуация школы в Башкирию, в
Воскресенск, последовавшая с началом войны.
Уже тогда, вопреки недоеданию, холоду,
проявляются “норов” и творческая
увлеченность Пурыгина. Многие вспоминают:
его перламутровые зимние этюды были
событием в школе. Писал же он их, подолгу
простаивая на морозе, спасаясь теплом
горячей картошки, запрятанной в ватник.
Затем следует возвращение в Москву,
Суриковский институт и мастерская Г. Г.
Ряжского. И ничто не давалось само собой. На
крохотную стипендию, без помощи из дома
существовать было почти невозможно. При
страшной дороговизне послевоенной поры
Значит,
снова и снова голод. Начинается туберкулез.
Способнейший живописец, он перестал
успевать и едва не был изгнан из института.
Спасла, рассказывает художник, поддержка В.
П. Ефанова, переговорившего с руководителем
Суриковского института С. В. Герасимовым, и
доброе отношение молодых тогда педагогов К.
М. Максимова, Д. К. Мочальского. Обучение
удалось-таки завершить, и в самом начале
пятидесятых годов Валентин Пурыгин уже
профессиональным художником вернулся
домой, в Самару (тогда - Куйбышев). Что он привозит с собой? Крепкую школу, неизгладимую память о столичных музеях, горячую благодарность студенческому братству - и самое истовое отношение к своему творчеству. Волга помогает справиться с телесными недугами. Да и жить в пору “оттепели” людям стало чуть легче. Но как художнику Пурыгину предстояли суровые испытания. Теперь - в столкновениях с коллегами и местной “идеологической” властью. То были испытания на долгие годы. И здесь, на периферии, справляться с ними было трудней, чем в Москве. |
Самара, 2006 |